Навигация
Главная
Официальная информация
Документы
Отделы
Повышение квалификации
Конкурсы, олимпиады, конференции
Национальный проект
События
Это актуально
Методическая литература
Полезные ресурсы
Фотогалерея
Наши партнёры
Обратная связь
Карта сайта
Форум
_________________________
 
Главная arrow Отделы arrow Социопсихологический arrow Отчёты arrow Аналитическая справка по результатам анкетирования «Особенности профильной ориентации и первичного
Аналитическая справка по результатам анкетирования «Особенности профильной ориентации и первичного Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Аналитическая справка  по результатам анкетирования «Особенности профильной и первичной профессиональной ориентации будущих выпускников основной школы»

 Сроки: сентябрь-ноябрь 2010 года.

 

Цель: выявить степень готовности к выбору образовательного маршрута, а также к личностному и профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов школ Центрального округа.

 

 

Метод: анкетирование.

 

Респонденты. В анкетировании приняли участие 453 девятиклассника (384 в 2009-10 учебном году, 377 – в 2008-09) из 14 МОУ СОШ:
 
     В сентябре 2010 года было проведено анкетирование учащихся 9-х классов. Целью данного обследования стало выявление особенностей профильной и первичной профессиональной ориентации будущих выпускников основной школы. Анкетирование проходило в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки для уточнения степени информированности учащихся о существующих программах обучения, характере образовательного запроса учащихся и построения модели профориентационной работы с учащимися.
 

РЕЗУЛЬТАТЫ

     Основной задачей данного анкетирования является выявление отношения учащихся к профильному обучению. Во всех школах подавляющее большинство респондентов высказывались в пользу профильного обучения, отмечая его важность для продолжения обучения в выбранном направлении (выбор предметов, необходимых для сдачи экзаменов при поступлении в среднее или высшее учебное заведение).
 
1. На вопрос анкеты «Выбрал ли ты программу дальнейшего обучения?» были даны утвердительные ответы:

Школа № 1 – 100%                 с. Васильевка – 44%
Школа № 7 – 65%                   с. В. Санчелеево – 39%
Школа № 9 – 79%                   с. Выселки – 75%
Школа № 10 – 83%                 с. Н. Санчелеево – 97%
Школа № 14 – 85%                 с. Подстепки – 61%
Школа № 16 – 85%                 с. С.Солонец – 87%
                                              с. Узюково – 84%
                                              с. Ягодное – 88%

     Среднее:

По городу – 83%                                 по району – 72%

 
2. На вопрос о выборе пути обучения были получены следующие результаты:
 

ОУ

Техникум, колледж

ПУ

Школа-проф.класс-ВУЗ

Школа-общ.класс-техникум

Не знаю

№1

33%

======

58%

======

8%

№ 7

18%

2%

37%

14%

29%

№ 9

33%

======

29%

13%

25%

№ 10

31%

3%

48%

5%

13%

№ 14

20%

2%

61%

2%

15%

№ 16

10%

8%

54%

5%

23%

Среднее по г.о. Жигулевск

24%

3%

48%

7%

18%

Васильевка

24%

======

16%

======

60%

В. Санчелеево

46%

23%

======

======

31%

Выселки

50%

======

31%

======

19%

Н. Санчелеево

50%

3%

50%

3%

======

Подстепки

41%

2%

10%

7%

39%

С.Солонец

80%

======

======

======

20%

Узюково

22%

3%

41%

6%

28%

Ягодное

29%

6%

35%

12%

18%

Среднее по м.р. Ставропольский

43%

5%

23%

3%

26%

Общее среднее

34%

4%

35%

5%

22%



     Среди школьников города в ВУЗы собираются поступать 48% учащихся, среди учеников сельских школ – 23%. Продолжить свое образование в техникумах решили 24% учеников школ города, 43% учащихся района. Получить начальное профессиональное образование предпочли 3% городских школьников и 5% учащихся районных школ.
     Количество неопределившихся с выбором образовательного маршрута таково: город – 18%; сельские школы – 26%.
     Данные показатели несущественно отличаются от данных исследования на 2009-10 учебный год и являются относительно стабильными и закономерными: учащиеся сельских школ чаще бывают склонны продолжать обучение в учреждениях среднего и начального профессионального образования. Возможно, они исходят из представлений о возможностях дальнейшего трудоустройства и материальных затратах на обучение.
 
3. На вопрос «Думали ли вы о выборе профессии?» были получены ответы:
 

Вариант ответа

Город

Район

2009-10

2010-11

2009-10

2010-11

Да

90%

90%

92%

93%

Нет

4%

7%

7%

4%

За меня думают родители

4%

3%

1%

3%



     Наибольшую ответственность в данном вопросе проявили учащиеся школ №№ 7, 14, сс. Васильевка, Н. Санчелеево, С. Солонец: более 90% учащихся этих школ проявили озабоченность своим будущим и способность думать о нем самостоятельно.
     Наибольшее количество учащихся, пока не задумавшихся о выборе профессии, выявлено в школах №№ 9 (12%), 16 (15%), с. Ягодное (12%). Ориентируются на мнение родителей 8% учащихся школы № 1, по 6% из школ № 10 и с. Выселки.
 
4. Для выявления направленности предпрофильного обучения в школах учащимся было предложено отметить профессии, о которых они хотели бы узнать подробнее. Результаты оказались таковы:

 

Сфера профдеятельности

Город

Район

2009-10

2010-11

2009-10

2010-11

Техника

11%

11%

15%

20%

Информационные технологии

16%

16%

11%

14%

Медицина

18%

21%

14%

18%

Строительство

7%

5%

4%

10%

Транспорт

12%

10%

19%

19%

Торговля

10%

7%

5%

9%

Сервис

9%

11%

8%

8%

Педагогика

3%

6%

7%

10%

Экономика, управление

28%

20%

21%

18%

Армия, милиция, силовые структуры

11%

18%

16%

21%

Право, юриспруденция

18%

14%

15%

12%

Психология

16%

20%

16%

14%

Искусство, наука

13%

19%

11%

11%

Литература, журналистика

9%

14%

17%

10%

 
      Как видно из таблицы, повышенное внимание учащихся обращено к сферам:
 
     Здесь были получены ответы: стоматолог, хирург, массажист, косметолог, патологоанатом, косметолог, педиатр, фармацевт, провизор, микробиолог.
     Данную сферу выбирают как городские, так и сельские школьники (это 21% и 18% выборов соответственно).
     Назывались профессии: пожарный, спасатель МЧС, милиционер, военный, моряк, летчик, инспектор ГАИ, офицер, генерал, следователь.
     Но, по сравнению с прошлым годом, количество выборов данной сферы несколько снизилось: с 28% до 20% в городе, с 21% до 18% на селе.
 
Самый малочисленный интерес был проявлен к сферам «Торговля» (продавец, товаровед), «Сервис» (страховщик, парикмахер, водитель, проводник, турагент, швея), «Педагогика» (учитель начальных классов, спортивный тренер, учитель танцев, учитель-логопед, хореограф), т.е. к так называемым «социальным» сферам.
Снизился интерес к сфере «Строительство», хотя школьники охотно называют среди желаемых профессий следующие: строитель, архитектор, инженер-конструктор.
Стабильно учащиеся называют интересующие профессии: юрист, технолог, сварщик, журналист, программист, переводчик. Редкие (единичные) выборы: футболист, связист, лингвист, спортивный комментатор.
 
5. Интересную информацию может дать вопрос анкеты «По какому принципу вы выбираете профессию?»:
 

Причины выбора

Город

Район

2009-10

2010-11

2009-10

2010-11

Материальный доход

31%

36%

35%

36%

Нужная людям

9%

14%

9%

18%

Любимая

27%

35%

27%

30%

Перспективная

31%

28%

26%

23%

Удобная, простая

3%

4%

2%

5%


     На первом месте в качестве мотива при выборе профессии учащиеся называют материальный доход, оплату труда, возможность хорошего заработка. Те же данные мы получили и в прошлом году. Причем результаты идентичны по городу и району (по 36% выборов).
     На втором месте мотив «любимое дело». Опрошенные учащиеся хотят, чтобы их работа приносила не только материальное, но и моральное удовлетворение, была интересна человеку, чтобы специалист «болел душой» за свое дело (35% и 30% соответственно).
     На третье место 9-классники округа поставили мотив «перспективная работа», т.е. уже сейчас они пытаются спрогнозировать ситуацию на рынке труда через несколько лет, чтобы в будущем у них была возможность трудоустроиться (28% по городу и 23% по району).
     Самой низкой популярностью по-прежнему пользуется мотив удобства и простоты. Это может служить следствием адекватного уровня самооценки учащихся, их веры в свои силы, готовностью выполнять более сложную, творческую работу.
 
6. В анкете предлагалось ответить, какие действия помогли учащимся понять свои профессиональные интересы.

 

Высказывания

Город

Район

2009-10

2010-11

2009-10

2010-11

наблюдение за специалистами

34%

34%

41%

33%

беседы о профессиях

65%

58%

94%

52%

из книг

15%

22%

10%

19%

профтестирование

6%

12%

7%.

12%

беседы с психологом

1%

3%

3%

6%

 

     В среднем, 55% 9-классников беседовали с представителями различных профессий об особенностях их труда. Это могут быть родители, родственники и ближайшее окружение подростков.
     34% наблюдали за специалистами непосредственно в момент их деятельности, либо опосредованно через СМИ. Т.е. школьники, так или иначе, знакомы с аспектами трудовой деятельности различных специалистов.
     Очень низкий процент выбора таких действий, как профориентационное тестирование и профконсультации психолога может быть объяснен отсутствием специалистов-психологов в школах, невозможностью уделять достаточно времени именно на профориентационную деятельность, отсутствием полноценной профориентационной диагностики и консультаций. Учащиеся полагаются только на свои силы и выбирают методы, предполагающие большую самостоятельность и активность.
     Следует отметить, что учащихся необходимо как можно раньше знакомить не только с различными видами профессиональной деятельности, но и со способами получения информации о них.
 
7. В конце заполнения анкеты учащимся было предложено спрогнозировать, какие профессии будут востребованы на рынке труда в будущем. Выяснилось, что 9-классники называют те же специальности, что и при ответе на вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?».
Школьники полагают, что востребованными будут профессии:
 
     То есть школьники ориентируются на нынешнюю популярность или вечность некоторых профессий, а также на собственные интересы и знания о профессиональных отраслях. Констатируем, что информирование о состоянии рынка труда в рамках школьной профориентационной работы не проводится, и учащиеся мало ориентируются в реальных и потенциальных запросах общества.
 
 

ВЫВОДЫ

     Продолжить свое образование в техникумах решили: 24% учеников школ города и 43% учащихся района (21% и 33% соответственно в прошлом году).
     Получить начальное профессиональное образование предпочли 3% городских школьников (как и в прошлом году) и 5% учащихся районных школ (по сравнению с 10% прошлого года).
     В среднем, около 20% опрошенных (результат совпадает с прошлогодним) не определились с выбором дальнейшего образовательного маршрута. Это достаточно большая цифра, указывающая на необходимость дальнейшего проведения профориентационных мероприятий.
     Всего школьников, определившихся с программой дальнейшего обучения, оказалось 83% и 72% в городе и селе соответственно.
 
     На второй план по популярности (в сравнении с предыдущими годами) отошли специальности правовой сферы, сфер управления, информационных технологий. Если в прошлые годы наблюдался рост выборов профессий сферы обслуживания и, в меньшей степени, рабочих специальностей, то по результатам данного исследования снова наблюдается снижение интереса к ним у 9-классников округа.

РЕКОМЕНДАЦИИ
  1. Так как профессиональные предпочтения и интересы части учащихся еще не сформированы, в школах рекомендуется систематическая индивидуальная и групповая работа профконсультантов по информированию, психологической поддержке и развитию профессионально значимых личностных качеств. Стоит планировать систематическую диагностическую работу с целью выявления личностных, поведенческих особенностей, профессиональных предпочтений и интересов. Даже при отсутствии специалистов-психологов, можно подобрать и применять методики, способствующие самопознанию школьников.
  2. Администрации школ и классным руководителям рекомендуется усилить работу с родителями с целью координации, взаимодействия в рамках формирования у школьников профессиональных желаний и интересов. Важно знакомить школьников с содержанием, условиями работы, мотивами выбора места работы реальным человеком. Информировать о задачах, которые стоят перед конкретными людьми.
  3. Включать в профориентационные мероприятия информацию о рынке труда на данный момент и в перспективе. В школах, где нет психологов, рекомендуется сотрудничество со специалистами ВУЗов, ССУЗов, ведущими профагитационную работу.
  4. Как одна из эффективных форм работы рекомендуется организация «Дней профориентации» совместно со специалистами СППК социопсихологического отдела ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Жигулевск Самарской области», где возможно внедрение целого комплекса мероприятий, как информационного, так диагностического порядка.
  5. Специалистам по предпрофильному обучению добиваться индивидуализации процесса профориентации: трактовать результаты диагностики совместно с оптантом, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, его наклонности, личностные качества и уровень способностей; оказывать помощь в составлении профессионального плана. Способствовать формированию профориентационной компетентности ученика, которая выражается в готовности школьника:
    • иметь мотивацию, испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоиндентификации (кем быть?);
    • выделять варианты выбора из предлагаемых или конструировать собственные версии образовательного и профессионального маршрута;
    • ставить образовательную и профессиональную цель;
    • находить пути успешного достижения поставленной цели.
  6. Администрации школ рекомендуется корректировать содержание предпрофильных курсов в соответствии с требованиями рынка труда и профессиональными интересами учащихся. Формировать готовность школьников выбирать соответствующий профиль с учетом предполагаемого уровня образования и сферы профессиональной деятельности.

 

19.11.2010 г.
 
Исполнитель:
педагог-психолог Нестерова Э.А.
 
< Пред.
Ресурсный центр г.о. Жигулевск Самарской области © 2014